Дом

Дом

понедельник, 3 октября 2016 г.

Мама Африка

Первичное брожение сусла из яблок прошло успешно. Настало время проверить пресс в работе. Ну что пресс, он и в Африке пресс. Хотя так «корячится» как люди на фресках из Древнего Египта, при отжиме сока я бы уже не смог.

Но вначале меня настигло « увлекательное приключение». Напомню, что винт на прессе немного заржавел и поворачивался с жутким скрипом. Его нужно было смазать. Густой смазки под рукой не оказалось, а до машины бежать было лениво. Поэтому в закромах нашлась силиконовая смазка-спрей все для того же авто. Поскольку аэрозоль вонючая работал с ней на балконе. Убрал все пищевые продукты из зоны распыления и обработал смазкой вал. Поставил баллон со смазкой на стол и стал ворочать пресс, дабы его прикрепить к столешнице. И тут баллон не растерялся и спрыгнул со стола на пол. Причем так хорошо прыгнул, перевернулся в воздухе и приземлился прямо на самую «пипку». Естественно она зашла внутрь и сломалась. Эфиопский Новый год! Меня окатило смазкой (так что и я теперь скрипеть не скоро начну). Я схватил баллон и хотел выкинуть в окно на улицу, благо под окошком газон. На окне москитная сетка задвинута… Нельсон Мандела 8-ой Президент ЮАР! В общем, выпустил содержимое баллона на улицу через сетку. Потом устранял последствия и еще весь оставшийся день выскальзывал из тапочек.


Продолжение было более прозаическое. Первичное мое решение об установке пресса на деревянную подставку было пересмотрено. Зачем крепить пресс на подставку, а потом уже закреплять подставку струбцинами. Сделал проще, привернул пресс на длинные шурупы сразу к столешнице из клееной фанеры. Далее поставил пару коробок под кастрюлю для сока. Принес банки с суслом. Теперь все готово для инициализации. В чашу положил хлопковую ткань для полотенца, которую я «убил» при ручном отжиме. В неё как в мешок положил сусло и сверху накрыл свободным концом ткани. Если работать неспешно, то этой ткани вполне хватает. У меня случился только один прорыв и то когда я сразу сильно закрути винт. Видел в сети, что для отжима сусла используют холщовые мешочки, но я до них пока не дорос.

Сделал пробный отжим. Сок из поддона почему-то плохо течет в кастрюлю. Открутил немного шурупы, подложил деревянную дощечку под заднюю сторону пресса, чтобы поддон оказался под наклоном. Сок стал литься хорошо, но при снижении потока начал заливаться за край носика и литься мимо кастрюли. Из пищевой фольги сделал носик подлиннее, дело пошло на лад.

doh-64-1Сусло из груши было сочное и отжалось быстро. Блин жмыха из двух литров сусла, получился толщиной более 1 см. С яблоками прошло сложнее. Яблоки были твердых сортов, и сусло получилось густое. Можно было дать ему еще побродить, тогда бы сусло стало жиже и мягче, да и жалось бы лучше. Большую 10-ти литровую банку я отжал в три приема, трехлитровые банка — за один. Но жмых получился влажным. Положил слой тоньше, отжалось лучше, но по времени получается дольше. Разделил порцию недожатого жмыха на две и каждую завернул в ткань. Удалось отжать еще немного сока, и жмых стал сухим.

Потом у меня в чаше застряла накладка от поршня. Хм, оказалось поршень из железа, а на нем просто накладка из алюминия. Перевернул чашу, постучал ею об доску, накладка и жмых вывалились. Потом не давал поршню крутиться при свободном ходе, и больше проблем с его извлечением не было. Жал с небольшими перерывами. Ждал когда напряжение в чаше снизится и поворачивал винт на один-два оборота.

Сока получилось почти столько же, как и в первый раз – около 8 литров, хотя сусла было на 2-3 литра больше. Да и жмыха осталось больше. Такая разница, видимо, из-за использования разных сортов яблок. Отжатый сок оказался достаточно сладким, поэтому добавлять в него сахар нет необходимости. Первая партия сока была из кислых яблок, туда сахар добавлял. Будет теперь возможность сравнить обе партии на вкус.

Ну и мои мысли по работе с винтовым прессом. Закрывайте баллон со смазкой колпачком после каждого использования, это убережет вас от лишней уборки! Времени на возню с отжимом сока с использованием винтового пресса у меня ушло не меньше, чем если бы я выжимал руками. Хотя я учился и экспериментировал, думаю, что с отработанной технологией процесс будет проходить быстрее. Да и некоторые факторы видимо сказались. Теперь я знаю, что слой густого сусла нужно выкладывать не более чем 5 см, или прокладывать между слоями слой ткани. Пресс нужно привинчивать к столу или подставке, которые намертво закреплены к полу или стене. При закручивании винта мне иной раз приходилось либо коленкой, либо бедром прижимать столешницу к стене. А это больно, да и не производительно.


Мама Африка

Комментариев нет:

Отправить комментарий